Курс: Конфигурирование 1С:Предприятие

Лекция: Подсистемы

Подсистемы – это основные элементы для построения интерфейса «1С:Предприятия». Поэтому первое, с чего следует начинать разработку конфигурации, – это проектирование состава подсистем.

При этом перед разработчиком стоит важная и ответственная задача – тщательно продумать состав подсистем и затем аккуратно и осмысленно привязать к подсистемам те объекты конфигурации, которые он будет создавать.

В простых прикладных решениях можно не использовать подсистемы, но мы рассмотрим общий случай, когда подсистемы используются.

Объекты конфигурации Подсистема позволяют выделить в конфигурации функциональные части, на которые логически разбивается создаваемое прикладное решение.

Подсистемы в дереве конфигурации

Подсистемы верхнего уровня являются основными элементами интерфейса, так как образуют разделы прикладного решения.

Подсистемы в интерфейсе пользователя

Каждый объект конфигурации может быть включен в одну или сразу несколько подсистем, в составе которых он будет отображаться. Забегая вперед, скажем, что с помощью подсистем, используя видимость по ролям, можно предоставить пользователю удобный и функциональный интерфейс, не содержащий лишних элементов. Например, кладовщик должен иметь возможность принять и выдать товар, и ему совсем не нужно видеть все, что относится к области бухгалтерского учета и оказанию услуг

Давайте создадим в нашей конфигурации пять новых объектов конфигурации Подсистема, которые будут иметь имена:

Чтобы создать новые подсистемы, раскроем ветвь Общие в дереве объектов конфигурации, нажав на + слева от нее. Затем выделим ветвь Подсистемы, вызовем ее контекстное меню и выберем пункт Добавить или нажмем соответствующую кнопку в командной панели окна конфигурации.

После этого система откроет окно редактирования объекта конфигурации. Оно предназначено специально для сложных объектов конфигурации и позволяет путем выполнения последовательных действий быстро создавать такие объекты.

Зададим имя подсистемы – Бухгалтерия. На основании имени платформа автоматически создаст синоним – Бухгалтерия.

Имя и синоним подсистемы

Имя и синоним объекта конфигурации

Имя является основным свойством любого объекта конфигурации. При создании нового объекта система автоматически присваивает ему некоторое имя.

Можно использовать имя, присвоенное системой, но лучше заменить его своим, понятным именем. Имя можно задавать любое, главное чтобы оно начиналось с буквы и не содержало некоторых специальных символов (например, пробел). Для удобства чтения конфигурации принято составлять интуитивно понятные имена и, если они состоят из нескольких слов, удалять пробелы между словами и каждое слово начинать с большой буквы. Имя объекта является уникальным и служит для обращения к свойствам и методам объекта на встроенном языке.

Свойство Синоним также есть у любого объекта конфигурации. Оно предназначено для хранения альтернативного наименования объекта конфигурации, которое будет использовано в элементах интерфейса нашей программы, то есть будет показано пользователю. Поэтому на синоним практически нет никаких ограничений, и его можно задавать в привычном для человека виде.

Картинка подсистемы

В целях усовершенствования интерфейса приложения мы можем также задать картинку для отображения подсистемы.

Нажмем кнопку выбора в поле Картинка. В окне выбора картинки добавим картинку в список на закладке Из конфигурации. Для этого нажмем кнопку Добавить

Добавление картинки подсистемы

Система создаст объект конфигурации Общая картинка и откроет окно редактирования его свойств. Дадим картинке имя Бухгалтерия. Чтобы задать саму картинку, нажмем кнопку Выбрать из файла. Далее укажем нужный файл с изображением.

Выбранная нами картинка появится в окне редактирования общей картинки.

Выбор картинки подсистемы

Закроем окно редактирования объекта конфигурации Общая картинка и вернемся в окно выбора картинки для подсистемы Бухгалтерия. Мы видим, что в списке картинок на закладке Из конфигурации появилась добавленная нами картинка. Нажмем ОК.

После наших действий в дереве объектов конфигурации в ветке Общие картинки появилась картинка Бухгалтерия, которую мы можем редактировать и использовать в дальнейшем в нашей конфигурации.

Мы видим, что выбранная нами одноименная картинка установилась в качестве картинки для подсистемы.

Таким образом, в интерфейсе «1С:Предприятия» в качестве названия раздела будет показан синоним подсистемы, и над ним будет выводиться указанная картинка. Отсутствие картинки у подсистемы не препятствует отображению раздела в интерфейсе. В этом случае рядом с названием раздела отображается стандартная картинка по умолчанию.

Картинки подсистем

Снова выделим ветвь Подсистемы, нажмем кнопку Добавить в дереве объектов конфигурации и создадим подсистемы с именами УчетМатериалов и ОказаниеУслуг. Установим для них в качестве картинок соответственно общие картинки Материалы и Услуги, добавив их из файлов Материалы и Услуги так же, как мы это делали для подсистемы Бухгалтерия.

Теперь воспользуемся другим способом для добавления подсистем. Вызовем контекстное меню одной из созданных подсистем. Выберем в нем пункт Добавить. Он разбивается на два подпункта. Выбор подпункта Подсистема позволяет добавить подсистему того же уровня иерархии, что и выделенная. Выбор подпункта Подчиненная Подсистема позволяет добавить подсистему, подчиненную выделенной.

Поскольку в нашей конфигурации не планируется сложной многоуровневой структуры, выберем первый вариант и добавим подсистему РасчетЗарплаты. Установим для нее в качестве картинки общую картинку Зарплата, добавив ее из файла Зарплата. В заключение добавим подсистему Предприятие с соответствующей картинкой для доступа к административным и сервисным функциям.

Запустим «1С:Предприятие» в режиме отладки и увидим результат наших изменений. Вид разрабатываемого нами приложения изменился.

Сразу под заголовком приложения с названием нашей конфигурации и областью системных команд располагается панель разделов приложения, где и отражены созданные нами подсистемы. Причем все разделы выводятся с выбранными в их свойствах картинками. Разделы представлены в форме гиперссылок, нажав на которые пользователь может открыть связанные с ними документы, справочники, отчеты и т.п. Сейчас состав разделов пуст, так как мы еще не создали наполняющих их объектов конфигурации.

Порядок разделов

Однако порядок расположения подсистем нас не совсем устраивает. Изменим его.

Закроем приложение и вернемся в конфигуратор. Выделим корень дерева объектов конфигурации, нажатием правой кнопки мыши вызовем контекстное меню и выберем пункт Открыть командный интерфейс конфигурации.

В открывшемся окне Командный интерфейс вы увидите список созданных вами подсистем (разделов приложения). С помощью кнопок Вверх, Вниз изменим порядок расположения разделов в этом списке.

Порядок подсистем

Расположим сначала подсистемы, отражающие производственную деятельность нашей фирмы: Учет материалов и Оказание услуг, затем бухгалтерскую деятельность и расчет зарплаты сотрудников: Бухгалтерия и Расчет зарплаты, а затем подсистему Предприятие.

Запустим «1С:Предприятие» в режиме отладки и увидим, что порядок расположения подсистем в панели разделов приложения изменился так, как мы его задали.

Настройку порядка следования подсистем в панели разделов прикладного решения можно выполнить также в режиме 1С:Предприятие по команде главного меню Вид > Настройка панели разделов… При этом необходимо иметь в виду, что настройка панели разделов в конфигураторе будет актуальна для всех пользователей прикладного решения. В то время как настройка панели разделов в режиме 1С:Предприятие будет доступна только тому пользователю, который ее выполнил.

Теория: окно редактирования объекта конфигурации и палитра свойств

На первый взгляд окно редактирования объекта и палитра свойств дублируют друг друга. В самом деле в палитре свойств отображены все свойства объекта конфигурации. Зачем было создавать еще и окно редактирования объекта? И если существует окно редактирования объекта, то зачем тогда палитра свойств, которая содержит все то же самое, только в другом виде?

Окно редактирования объекта конфигурации предназначено в первую очередь для быстрого создания новых объектов. Быстрое создание подразумевает ввод исчерпывающей информации об объекте. Значит, нужно очень хорошо знать структуру объекта, а на это требуется время… Выходит, быстро создать объект не получится?

Получится! Окно редактирования объекта имеет в своей основе механизм «мастеров»: разработчику в нужной последовательности предлагается ввести необходимые данные. Последовательность ввода данных разработана таким образом, чтобы предыдущие данные могли служить основой для ввода последующих. Движение управляется кнопками Далее и Назад. На каждом шаге предлагается ввести группу логически связанных между собой данных.

Но, предположим, вы уже освоились со структурой объектов, или вам просто нужно изменить несколько свойств объекта. Чтобы при этом опять не «прокручивать» все с самого начала, окно редактирования объекта содержит закладки, позволяющие вам перейти непосредственно к тому шагу, на котором вводятся интересующие вас данные. Таким образом, окно редактирования объекта помогает быстро создать незнакомый объект конфигурации и в то же время обеспечивает удобный доступ к нужным свойствам при редактировании существующих объектов. Что же касается палитры свойств, то она предоставляет одну абсолютно незаменимую возможность. Дело в том, что она не привязана по своей структуре к какому-то конкретному виду объектов конфигурации. Ее содержимое меняется в зависимости от того, какой объект является текущим. За счет этого она может запоминать, какое свойство объекта в ней выбрано, и при переходе в дереве к другому объекту будет подсвечивать у себя все то же свойство, но уже другого объекта.

Такая способность палитры свойств абсолютно незаменима, когда, например, среди трех десятков справочников конфигурации вам нужно быстро найти подчиненные какому-нибудь другому. В этом случае вы выбираете мышью в палитре свойств свойство Владелец любого справочника, затем переходите в дерево объектов конфигурации и просто пробегаете его при помощи стрелок Вверх или Вниз.

Внимание!

После успешного завершения каждого занятия рекомендуется сохранять конфигурацию, выполнив команду главного меню Администрирование > Выгрузить информационную базу… Это полезно на случай, если вы запутаетесь в своих действиях и захотите вернуться к работающему варианту. Это можно сделать, выполнив команду Администрирование > Загрузить информационную базу…